К исчезнувшему народу Европы относят племя западных славян - доленчане, доленцы (нем. Tollenser) живших в X -XII веках. Доленчане состояли в союзе западнославянских племен (лютичи). Кроме них в союз лютичей входили еще три племени: ратари, хижане, черезпеняне. Земли проживания долетчан находились к востоку от Доленского озера (Толлензе) и реки с таким же названием.
В настоящее время это территория федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания. В хрониках Видукинда Корвейского племя доленчан впервые упомянается в X веке. Но, согласно, свидетельству Титмара Мерзебургского, «доленчане» (или далеминцы) всего лишь немецкое название племени славян, называемых по-славянски «гломачи». Хотя, по мнению других историков, исследующих западнославянские народности, название «далеминцы» имеет славянские корни. Хроникер-историк Гельмольд фон Бозау также повествует о доленчанах в Славянской хронике. Он рассказывает о том, что в середине XI века между племенами,входившими в союз лютичей( ратари, хижане, черезпеняне, долетчане) постоянно разжигались междуусобицы и конфликты. По всей видимости, все распри и споры происходили из-за позиции главенства и могущества в лютичском союзе, так как на господствующее место претендовали два племени доленчане и ратари. Они желали господствовать над племенами хижан, черезпенян,вследствие того, что владели святилищем Ретрой. Но черезпеняне и хижане отказывались им подчиняться и, напротив, решили защищать свою свободу оружием. Когда волнение так понемногу разрослось, дело дошло, наконец, до войны, и тут в жарких битвах ратари и доленчане были побеждены. Поэтому война возобновлялась второй и третий раз, и вновь заканчивалась проигрышем ратарей и доленчан. Тогда ратари и доленчане, призвали на помощь саксонского герцога Бернарда, а также Готшалка, князя бодричей, каждого со своим войском на помощь в подавлении противника. У хижан и черезпенян не было сил противостоять такому громадному, осадившему их войску, и великое множество их было убито, много уведено в плен. Наконец, мир был восстановлен за 15 тысяч марок. Как свидетельствует историк Гельмольд фон Бозау, саксонцы, участвующие в военных действиях, отнюдь не преследовали миссионерские цели обращения язычников в христианство. В военной операции они участвовали только из-за своей корысти и алчности. |