Авторизация



Священные деревья древних славян: береза, дуб PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.03.11 00:00

По терминологии средневековых книжников своеобразными почетаемыми местами у древних славян считались священные деревья (или «древеса») и священные рощи (или «рощения»), о которых недостаточно упомянуто в исторических источниках. 
Береза была одним из почитаемых деревьев, с ней связан целый ряд хороводных песен и весенних обрядов. Не исключено то, что береза посвящена была духам добра, плодородия и берегиням.

  Этнографами собрано много сведений о «завивании» молодых березок, о ритуальных процессиях в весеннее время под связанными ветвями берез. Березка, срубленная в семик (4 июня - древняя дата) олицетворяла какое-то женское божество и была главной во всей семицкой обрядности. Деревья, вовлекаемые в языческий ритуал, щедро украшались вышитыми полотенцами-убрусами и лентами.

На убрусах содержалась вышивка изображений тех богинь, которым приносились жертвы в эти сроки и производились моления. Это были фигуры Макоши и двух рожениц  Лады и Лели (матери и дочери). Моления в «рощениях», в «древах» функционально могут быть уподоблены позднему церковному божеству, где храму соответствовала поляна или роща в лесу, фресковым изображениям божеств соответствовали отдельные почитаемые деревья, а иконам - изображения Лады и Макоши на убрусах. 

Деревья, которые были расположены возле родников, криниц, источников, пользовались у славян особым почитанием, так как можно было здесь одновременно обращаться и к живой воде бьющего из земли ключа и к вегетативной силе «рощения».

От поклонения березе и деревьям, растущим у студенцов, существенно отличается от поклонения дубу. Дуб считается деревом Зевса и Перуна, очень крепкое и наиболее долговечное дерево в наших широтах, он прочно вошел в языческие обряды славян. Прародина славян находилась в зоне, где произрастает дуб, и верования, которые связаны с ним, должны происходить из глубокой древности. 

Вплоть до 17 - 19 веков дуб и дубравы сохраняли свое главенствующее место в обрядности. После венчания деревенский свадебный поезд трижды объезжал стоящий одиноко дуб. В своем «Регламенте духовном» Феофан Прокопович запрещает перед дубом петь молебны. В жертву к дубу приносили живых петухов, втыкали кругом стрелы, а другие приносили куски мяса, хлеба и то, что имел каждый, как требовалось по их обычаю. 

Последнее обновление 18.11.11 00:28
 

Опросы

История какого племени вам более известна?
 

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 7 гостей