
Ворот сорочки, вплотную прикасающийся с телом, делался с нескончаемыми ритуальными предосторожностями. Потому как рубашка должна была не всего на всего греть, а и уберегать от нечисти, и не отпускать душу из тела. Таким образом, когда создавали ворот, выкроенный кусок обязательно протягивали внутрь шьющейся рубашки.
При этом протягивание куска ткани «внутрь» воплощало сбережение, приумножение жизненной энергии, а перемещение «наружу» — утраты, расходы.
Поэтому вытаскивания наружу воротникового лоскута всеми возможными способами пытались избегать, дабы не накликать на человека несчастье. В древние времена бытовало поверье, в соответствии с которым непременно необходимо было защитить все отверстия, существовавшие в сшитой одежде: ворот, нижний край рубахи, рукава. Своеобразной защитой являлась вышивка, состоявшая из разнообразных сакральных узоров и ритуальных знаков. Языческое значение бытующих в те времена вышивок довольно тесно переплетается с современными творениями. Ведь не напрасно исследователи придают немаловажное значение древнеславянской вышивке при изучении языческой религии. Данная тематика, в самом деле, безгранична, ей приурочено значительное число научных исследований. Древнеславянская одежда не шилась с отложными воротниками. Время от времени удаётся обнаружить что-то напоминающее нынешнюю «стойку». При этом надрез у ворота располагался четко посередине грудной клетки, хотя встречается и косой. Как известно, ворот скреплялся пуговицей. Археологи при раскопках обнаруживают бронзовые и медные пуговицы. Однако ученые считают, что такие изделия попросту лучше сбереглись в земле. В действительности пуговицы по всей очевидности изготовлялись из обычных подручных средств — кости и дерева. Нетрудно понять, что ворот являлся главным «чудодейственным» элементом одежды. Потому как именно из ворота в случае кончины улетала душа. Пытаясь из-за всех сил помешать смерти, ворот весьма усердно снабжали вышивкой-оберегом, которая у некоторых зажиточных славян состояла из дорогих нитей и полудрагоценных камней.
|